Как рождаются мои
икэбаны |
Первый урок.
На чём сосредотачивается мастер? (Эссе) 09.05.2006 г. Автор: Юлия Ионова Опубликовано на сайте
"КАЭ-РУ" www.kae-ru.narod.ru
09 мая 2006 года Примерно год назад в телевизионной передаче, которую я очень люблю, "Умники и умницы", саркастичный и невероятный умница Ю. Вяземский задал вопросу участнику, на который я не назвала правильного ответа: "На чём сосредоточивается мастер прежде, чем начинает составлять икебану?". Несмотря на то, что небольшие познания в обучении этому удивительному искусству у меня к этому времени уже были, в памяти "всплыл" только сюжет из телевизионного "Клуба путешественников". Я училась в гимназии, и в тот день усердно готовилась к очередным урокам, однако помню, что и родители заворожено смотрели в те несколько минут на экран, проникаясь несуетливыми движениями японского мастера, составлявшего икебану, а вместе с ними застыла и я, бросив подготовку к урокам. Пустая комната. Высокая ваза. Зеленые стебли, похожие на хвойные, однако мягче и гибче…Сидящий на коленях человек в традиционной японской одежде. Чуешь, каждое движение – не случайно… Прежде, чем он начал первое движение…Ровный стан, лицо его сосредоточено, но спокойно. Помню, что фильм был не учебный, но художественно-документальный, это означало, что мастер не "работает на публику", а оператор за кадром, производящий съёмку – такой же зритель, как и любой из нас, тайно подсматривающий в щёлку… За кадром были пояснения, из которых я узнала, что священнодействие (да-да, я подумала, именно так!), за которым мы наблюдали, называлось "икэбана", что родом оно из Японии, что вершин в нём достигали монахи, имеющие особое чувство наблюдения за природой, сменой её сезонов, ландшафтов и канонизировавшие правила икебаны. Изначальный смысл икэбана - благодарность божественному, подношение. До сих пор помню тот
первый урок. "Мастер сосредоточивает свой взор на пустоте". В одиночестве, С чуть открытыми дверьми В зале сидя, Геометрии линий Выращивают цветы. |